Участники дискуссии выяснили, что цифровая музыка — это вовсе не современное изобретение. Еще в XVIII веке Моцарт и Гайдн с помощью игральных костей собирали из разрозненных музыкальных отрывков новые композиции: «По схожему принципу сегодня компьютер синтезирует мелодии», — рассказала Евгения Евпак, композитор, преподаватель Школы дизайна ВШЭ.
Отличие в том, что компьютер научился самостоятельно генерировать музыку. Но вот распространять ее и регулировать ее использование без участия людей не получится.
Разработкой генеративной музыки занимается минимум 700 компаний. Только с помощью сервиса Boomy сгенерировано больше 19,6 млн треков. Пользователи этой продукции — стримеры, создатели рекламных роликов и прочие потребители, которым нужна простая фоновая музыка. И для них, и для производителей треков вопрос правового регулирования этого рынка — далеко не праздный, считает Михаил Мазунов, автор блога о музыкальной индустрии mishas tips.
«Раз люди вкладывают деньги в развитие подобных креативных индустрий, то это бизнес, и существует большой рынок такой продукции», — говорит Владимир Змеющенко.
В качестве спикера на сессии «Музыка на экспорт: развитие электронной музыки и инструментов на международной арене» он рассказал, что статистика по рынку креативных индустрий, мягко говоря, неточна. По данным Агентства стратегических инициатив, их оборот в 2022 году составил около 5 млрд рублей в год, ВШЭ насчитала 2,6 млрд, а Росстат — 3,2 млрд.
«Чтобы развивать предмет, нужно его знать», — напомнил Владимир Змеющенко.