Далеко не всегда реальность совпадает с нашими желаниями, а качество исходных материалов – с представлениями редактора о статье, которая должна была выйти еще вчера. Короче, имеем вводную: плохая фактура и сжатые сроки. Как сделать конфетку, которой можно зачитаться?
- Расскажите историю. Если исходной информации совсем мало или она очень сухая, поищите реальные примеры, которыми можно тему дополнить. Это может быть ваш личный опыт, истории друзей или просто рассказ очевидца в Интернете.
- Составьте список. Даже из самой мутной фактуры можно вычленить факты-тезисы и сделать маркированный или нумерованный список. Это обычно заходит на ура: наш мозг устроен так, что списки мы читаем особенно внимательно. Понимаете, почему мы оформили наш материал в виде списка? (Шутка.)
- Создайте структуру. Если вам прислали «кирпич» (см. наш словарь специальных терминов), иногда достаточно добавить в него подзаголовки, разбить текст на абзацы, выделить яркие цитаты, а часть информации оформить в отдельные блоки как справки – и вот уже глаз не дергается, а радуется. Этот прием помогает сделать текст более читаемым.
- Выделите цифры. Особенно если их много, а у вас не годовой отчет (но и из годового отчета можно сделать кое-что нетривиальное). Перепишите предложения так, чтобы они начинались с цифр, и расположите их в отдельном блоке – это поможет расставить акценты. Также не забудьте про то, что цифры можно сравнить с чем-нибудь понятным для читателя, привязать абстракцию к реальности. Согласитесь, фраза «Наша компания напечатала больше 7 тыс. журналов с 2011 года» звучит не так ярко, как «Страницами наших изданий за 10 лет можно выложить МКАД».
- Нарисуйте инфографику. Она помогает быстро и четко преподнести любую сложную информацию, привлекает взгляд и добавляет воздуха в верстку. Не переживайте, если от текста останется совсем мало: важно не количество, а качество – то есть будет ли информация полезна.
- Иллюстрируйте. Когда не хватает слов, в ход идет визуалка. Добавьте подходящих картинок и фотографий (как не надо брать фото из Интернета, мы, кстати, писали). Хорошие иллюстрации самодостаточны и могут заменить текст. Не бойтесь, после этого из текста на 10 тыс. знаков останется пара абзацев или вообще только подписи к фото. Может быть, так будет лучше? Особенно учитывая тренд на клиповое мышление, вероятность, что обратят внимание на фоторепортаж гораздо выше, чем, что кто-то осилит 100 500 слов о новых требованиях к системе безопасности в компании.
- Добавьте интерактивности. Если вы выжали из текста все, что могли, разбавили фотографиями, выносами и инфографикой, но все равно чего-то не хватает, попробуйте с читателем поиграть. Опросы, тесты, квесты и челленджи – хороший вариант как для бумажного издания, так и для электронного. Задайте пару вопросов, ответы на которые есть в тексте, – это мотивирует прочитать его внимательнее. Предложите прокомментировать материал/прислать свое мнение/придумать другой заголовок или рассказать свою историю в соцсетях со специальным хештегом.
Эти семь пунктов не универсальная схема редактуры текста, но сделать быстро и хорошо они помогут. Пользуйтесь на здоровье!