всеОХВАТывающий ликбез

Разбираемся с популярным термином
Охват целевой аудитории, да и охват вообще, – полезный показатель для коммуникаторов (см. наш словарик). Если вы ведете сайты, блоги, соцсети, мессенджеры и т.д., вы наверняка сталкивались с ним. Считается, что охваты – это про эффективность работы. Мол, если они растут, нужно продолжать в том же духе. Однако не все так просто. С одной стороны, по охватам можно оценить размер аудитории и ее прирост, но для более детального понимания активности продвижения бренда в целом понадобится и другая статистика. Попробуем разобраться.

Где смотреть охваты

Охват конкретной публикации – это число людей, которые ее увидели. Листали, например, ленту новостей – и там был ваш пост, или зашли в блог – и увидели статьи или галереи фото. Не факт, правда, что они всё прочли / внимательно посмотрели (это уже про другие показатели), но перед глазами ваш контент у них промелькнул. Важно понимать, что, если один человек просмотрел вашу публикацию три раза, охват будет равен одному. Вывод: охват – это про уникальных пользователей.

И здесь очень важно не спутать охваты с просмотрами, потому что они-то как раз и отображаются в виде «глазика» под публикациями в соцсетях. Возьмем того же человека, который три раза посмотрел ваш пост. Алгоритм соцсетей его посчитает за троих и отразит вам эту информацию. Еще один вывод: не верьте глазам. Проверяйте.

Изучить охваты публикаций в соцсетях обычно можно в разделе «Статистика». У некоторых, например, «ВКонтакте» она доступна даже без специальных бизнес-аккаунтов.

Охваты в «Яндекс.Дзене» – это количество показов публикации. Алгоритм платформы отображает ваши материалы в лентах пользователей, которым они могут быть интересны. Потенциально эти люди могут быть вашей целевой аудиторией, о которой вы не знаете.

Как проверить и уточнить информацию

Объективно оценить цифры охватов можно только в сравнении: одной публикации с другой, проанализировать данные за несколько дней, недель, месяц или год. Собственно, для этого и нужны сервисы веб-аналитики или хотя бы более придирчивый анализ статистики.

Обычно в соцсетях есть и стандартные характеристики аудитории (пол, возраст, география), которые помогут нарисовать портрет ЦА.

В кабинете «Яндекс.Дзена» (он называется «Студия») много интересной информации, которая поможет в развитии блога. Например, есть среднее время, которое человек проводит на странице публикации, процент дочитываний и кликабельности. Это очень хорошо показывает вовлеченность аудитории и привлекательность вашего контента. Вместе с данными об охватах можно делать крутые выводы. Кстати, о том, зачем компании свой канал на площадке «Яндекс.Дзен», мы подробно писали.

Если у вас несколько «мест активности», например печатаете журнал, ведете сайт и блоги, то считайте все охваты: тираж издания, посещения на сайте, данные по соцсетям. Не забудьте, что аудитория может пересекаться.

В соцсетях охваты могут быть разные. Например, охват подписчиков группы – это одно. Охват друзей подписчиков (если вторые репостнули, а первые увидели) – это другое. Если вы запустили рекламную кампанию и хорошо настроили таргет (а для этого нужно иметь «портрет» аудитории), то она попадет в цель. Пользователи не просто увидят публикацию, они зайдут к вам на страницу и почитают её внимательно. А, может, еще что-нибудь сделают.

К чему это мы? Охваты – это всерьез и надолго. Если вы хорошо знаете этот показатель в динамике и представляете портрет своей целевой аудитории – всё в ваших руках.