Мета-ния

Разбираемся, как сейчас вести коммуникации
Жизнь в эпоху стремительных изменений требует не менее стремительных реакций. 21 марта Тверской районный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры и признал Meta Рlatforms Inc. экстремистской организацией, запрещенной на территории РФ. Под запрет попадают соцсети Instagram и Facebook, на мессенджер WhatsApp решение не распространяется. Пока нет правоприменительной практики, однозначно сказать, что можно делать, а что нельзя, сложно. Но риски довольно велики, поэтому бдительность не повредит. Собрали для вас информацию, которая известна на данный момент: это касается и частных пользователей, и организаций, и медиа, в том числе корпоративных.
1
Когда пора. С момента вступления закона в силу и до появления компании в списке экстремистских организаций на сайте Минюста есть 30 дней. Ответственность будет наступать именно с этого момента. Но эксперты советуют подстраховаться заранее.
2
Котики в ленте. Пользоваться соцсетями (просматривать ленту) можно. Публиковать нейтральный контент и комментарии, не нарушающие российские законы, тоже. В любом случае пользователь несет ответственность за свои действия в соцсетях.
3
Упоминания. Упоминать компанию и соцсети теперь стоит с отсылкой об экстремистском статусе и запрете в России. Что касается старых упоминаний, то их тоже лучше промаркировать или удалить (особенно если на сайте не отображается дата публикации), потому что теоретически ответственность может наступить и задним числом.
Пример: Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ, Instagram и Facebook запрещены на территории РФ.
4
Логотипы. Демонстрация символики запрещенных соцсетей теперь недопустима, поэтому иконки (везде!) лучше убрать.
5
Ссылки. Репосты и ссылки на данные ресурсы, отправленные в письме или где-то размещенные, могут приравниваться к той же демонстрации символики.
6
Финансирование. Покупка рекламы на платформах (как и покупка акций компании) будет расцениваться как финансирование экстремистской деятельности. Если вы купили рекламу до внесения в реестр, всё нормально: здесь фиксируется момент списания денег. Пока неясно, будет ли приравниваться к этому реклама напрямую через блогеров.
7
Сотрудничество. Выполнение работ или оказание услуг в интересах запрещенной компании и соцсетей может формально рассматриваться как участие в экстремистской деятельности.

КРАТКО: что советуем сделать

1
Убрать логотипы и ссылки с сайта (в том числе из плагинов для репостов), шаблонов писем, визиток, баннеров, видеороликов, из других соцсетей.
2
Промаркировать или удалить упоминания, даже старые.
3
Изменить способ авторизации на тех сайтах, где вход выполнялся через Facebook, запрещенный на территории РФ.
4
Скрыть иконки соцсетей в закладках/на рабочем столе/в уведомлениях, если вы собираетесь делать скрин или запись экрана.
5
Осваивать новые соцсети, площадки и форматы коммуникаций.

Что почитать

Статьи: 282 УК РФ, 282.1 УК РФ, 282.2 УК РФ, 282.3 УК РФ, 13.15 КоАП, 20.3 КоАП.