Чек-лист хорошего текста

10 вопросов, на которые нужно ответить перед публикацией
Хороший текст – понятие довольно абстрактное. Мультимедийный лонгрид сложно сравнивать с новостной заметкой в корпоративном журнале или коротким постом в соцсети. Они решают разные задачи.

Мы не будем говорить о том, что текст должен быть грамотно написан и содержать ответы на злополучные «что-кто-когда-где-как-почему». Это известно. Составили для вас чек-лист, по которому можно проверить любой материал и оценить его с разных сторон. Самое главное – представьте, что вы увидели его впервые – и вперед. А можете дать почитать человеку, который его раньше не видел, а потом задать вопросы.
1
Как вы яхту назовете. Начнем с заголовка, если он предусмотрен. Ответьте честно на вопрос: привлекает ли вас заголовок? Идеально – он должен заинтересовать и пробудить желание заглянуть в текст. Если ответили «да», можно идти дальше. О правилах хорошего заголовка мы, кстати, уже писали.
2
Знай наших. Это пункт про тему, идею и ЦА. Цепляет ли вас тема? А еще лучше: зацепит ли того человека, для которого написан текст. Чем лучше вы знаете целевую аудиторию, тем точнее попадание. И не забывайте, что сделать тему актуальнее иногда помогает взгляд под другим углом. Например, «Как одноразовые пакеты «спасают» экологию?». А почему бы и да?
3
Ищите глубже. Спросите себя, нашли ли вы ответ на свой вопрос? Раскрылся ли заголовок в тексте, удовлетворили ли вы свое любопытство? Если тема хорошо проработана, то ответ будет положительным.
4
Женщины любят ушами. И не только женщины. Даже инструкцию к роботу-пылесосу можно прочитать так, чтобы влюбить в себя человека. Хотите влюбиться в текст? Прочитайте его вслух. Смогли это сделать не запинаясь? Если где-то запнулись, перепишите, сделайте текст легче – это оценят.
5
Всё понятно. Сможете пересказать статью в трех предложениях? Если да, то ставьте себе плюсик: материал не перегружен мыслями, понятен и запомнится читателям.
6
Вода или мясо? Слышали, когда говорят, что в тексте много воды и мало фактов? А бывает так, что исходная фактура неплохая, просто обработана недостаточно, и информация теряется. Если смешать воду и мясо, супа не получится. Мясо (в нашем случае – факты) должно в воде повариться, чтобы получился бульон. Можете ли вы вспомнить яркие детали прочитанного, интересную информацию? Если да, значит, из фактуры получился вкусный текст.
7
Не зевайте. Статистика неумолима: дальше первого абзаца большинство даже не смотрит. А вы прочитали весь текст на одном дыхании? Или стало скучно? Если да, то в какой момент, на какой абзаце? И почему? Будьте осторожны: ответы на эти вопросы могут заставить вас переписать или сократить текст. Но подчас это и неплохо.
8
Рассказать друзьям. Готовы ли вы поделиться этим контентом? Реально оцените, насколько вам понравилось и хотите ли вы разместить материал, например, на своей стене «ВКонтакте»? Если не готовы, значит, с текстом что-то не так – вернитесь к первому пункту.
9
Когда не хватает слов. Конечно, хороший контент – это не только текст, а целый «комплекс мероприятий», конвергенция классно сложенных слов и дополнительного материала (фото, видео, подкасты, инфографика…). А может быть, не дополнительного, а основного, если, например, вы делаете книгу, состоящую из фотографий и подписей к ним. Поэтому следующий вопрос: помог ли вам этот нетекстовый контент? А если нет, то зачем он нужен?
10
Вопрос-бонус. Появилось ли желание погрузиться в тему? Бывало ли так, что, услышав песню неизвестного исполнителя, вы решаете найти и другие его треки? Также и с текстом. Случайно наткнувшись на статью о профессиях будущего, через месяц вы можете обнаружить себя на курсах повышения квалификации. Это значит, что материал сработал.
А теперь посчитайте, сколько у вас утвердительных ответов. Если набрали 10 «да» – поздравляем! Можно смело придумывать речь для церемонии награждения Пулитцеровской или Букеровской премии. От 7 до 9 – материал можно публиковать: иногда лучше вовремя и хорошо, чем идеально и никогда. Меньше 7 баллов – есть над чем поработать. Хотя, может, вы просто слишком строги к себе, обратитесь к коллегам за независимой оценкой. Если что, мы всегда на связи. ;)