Лови момент

Как успешно провести корпоративную фотосессию
«А давайте я вас на память из фоторужья щелкну!» – помните эту фразу из мультфильма? Далеко не каждый человек чувствует себя уверенно перед профессиональным объективом. Некоторые и правда идут на коллективные фото как на расстрел, стараясь встать куда-нибудь подальше. Можно ли сделать корпоративную фотосессию приятной и интересной для всех участников процесса? Да, если все хорошо спланировать.

Летом мы проводили портретную съемку для книги о промышленных предприятиях Москвы. Нужно было сфотографировать 30 линейных сотрудников разных компаний столицы, и это был интересный кейс. Делимся советами, как все сделать правильно.

Придумайте концепцию

Как и в любом деле, важно понимать, что вы хотите получить на выходе. Вот необходимый минимум вопросов, на который нужно ответить:

Для чего вы будете использовать кадры? Например, для новогоднего оформления соцсетей компании.

Сколько снимков нужно? Например, по 10 на каждого человека.

Что вам нравится? Для наглядности подберите примеры, чтобы показать их фотографу. Конечно, он может предложить более интересный вариант исполнения, но говорить вы будете уже точно о конечном результате и понимать, что ожидаете на финише.

Как выбрать фотографа

Посмотрите его портфолио. В первую очередь обращайте внимание на то, как выглядят лица людей на фотографиях. Если они неестественны и зажаты, это недоработка; если выглядят искренне, все отлично. Оцените, есть ли в материалах интересные детали, можно ли угадать по фотографии сферу деятельности человека или понять что-то о его характере. Как пример, кактус на столе может намекать на внешнюю «колючесть» и внутреннюю мягкость, а наушники на шее – на увлечение музыкой.

Для того чтобы найти профессионала на разовый проект, достаточно, если вам нравятся его работы, устраивает цена и он понимает, как реализовать вашу задумку. Если планируется долгосрочное сотрудничество, стоит встретиться лично. При желании – сделать пробную короткую фотосессию. Задача фотографа – не только поймать хороший кадр, но и создать комфортную обстановку на месте съемки, поэтому вам должно быть приятно с ним общаться.

Хороший показатель, если во время съемки у вас не возникнет вопросов «Как мне встать?» и «Куда деть руки?». Предупреждая их, человек за камерой даст совет и поможет герою почувствовать себя уверенно.

Как найти локацию

Качественная фотосессия – это в первую очередь управляемый свет. Проще всего организовать съемку в студии с профессиональным оборудованием. Фотографу достаточно изучить техническое описание и фото локации, чтобы понять, подходит ли она под выбранную концепцию.
fotoliza/Shutterstock/FOTODOM
Делать большие коллективные кадры или снимать героев в полный рост лучше там, где есть циклорама (бестеневая стенка, переходящая в пол). Если нужен поясной портрет руководителя, например для годового отчета, достаточно небольшого зала с однотонным фоном.

Более атмосферные материалы получаются в интерьерных студиях. Книжные полки, дерево, стекло, растения или мебель добавят изображениям концептуальности. Все зависит от фантазии.

Одежда и образ

Если вы хотите объединить фотографии в один проект (страницу «Коллектив» на сайте, календарь или, как в нашем кейсе, в книгу), заранее продумайте образ героев. Важно все: цвет и стиль одежды, корпоративные аксессуары и общие детали. На групповом кадре помните про сочетание костюмов: люди должны гармонично смотреться вместе.

Для большого проекта стоит пригласить стилиста или составить очень четкую инструкцию для героев, какая одежда нужна на сьемку. Запасные наряды и ширмы для переодевания на студии тоже не помешают.

Какая одежда плохо подходит для корпоративной фотосессии:

  • белый атлас и очень блестящая одежда. Такие наряды могут отражать свет и выглядеть неестественно. Если это не специальная fashion-съемка, их лучше избегать. Женщинам стоит отдать предпочтение матовым колготкам, а не блестящим;
  • яркий рисунок и контрастные узоры. Красное платье в белый горошек, полосатая тельняшка, белая футболка с мелким принтом – не лучший выбор для корпоративного фото. Категорического запрета нет, но визуально они оттянут на себя внимание;
  • пестрое. Стоит избегать нарядов, где сочетается больше трех цветов. Причина та же самая, что в предыдущем пункте. Отдавайте предпочтение однотонной одежде и сочетающимся цветам, например бежевый + белый + коралловый;
  • мешковатая одежда. Даже если в движении она смотрится хорошо, на кадре эффект может быть обратным. Старайтесь выбирать одежду по фигуре;
  • сильно мнущиеся материалы. Утюг или отпариватель на площадке необходим, но, если ткань мнется от малейшего движения, лучше подобрать другой вариант.
Советуем создавать образ, характеризующий человека как профессионала своего дела и не забывать про удобство. Если для сотрудников банка строгие костюмы и галстуки – привычное дело, то для айтишников лучше подойдет свободный стиль.
Roman Samborskyi/Shutterstock/FOTODOM
Есть ошибочное мнение, что лучше избегать одежды, совпадающей по цвету с фоном. На самом деле такие кадры выглядят стильно и акцентируют внимание на лицах. Например, мы снимали всех героев в белых рубашках на белом фоне. Вместо рубашки можно было надеть белую футболку, пиджак или любую другую максимально светлую однотонную вещь. Аналогично можно провести фотосессию в абсолютно черной одежде на черном фоне. Такая концепция подойдет для сотрудников ювелирной компании, чтобы их лица выделялись на фото как бриллианты на черном бархате.
На площадке не лишним будет визажист. Легкий макияж нужен и мужчинам: он избавит от блеска кожи и существенно сократит время на ретушь фото. Работа опытного визажиста настолько незаметна, что герои могут не умываться после съемок: лицо будет выглядеть естественно.

Мимика и настроение

Деловой портрет не подразумевает по умолчанию серьезного, «паспортного» выражения лица. Это имиджевая фотография, которая показывает человека в деловом настроении. А кто сказал, что на работе нет эмоций, нет места для улыбок или мечтательного взгляда вдаль?

Часто для людей опыт студийной съемки – событие волнительное. На нашем опыте: почувствовать себя комфортно и уверенно героям помогают вопросы о том, чем они занимаются каждый день. Во взгляде появляется огонь увлеченности своим делом. Дальше дело техники – поймать живое выражение лица в кадр.

Время

Мы специально оставили этот пункт напоследок: чтобы рассчитать время на фотосессию, учитывайте все вышеупомянутое. При достаточно минималистичной концепции, как у нас, достаточно заложить 30 минут на сотрудника. Этого хватит, чтобы подготовиться к съемке и провести ее: около 5 минут уходит на работу визажиста и до 20 минут – на работу фотографа.

Если идея более сложная, на каждого героя может уйти и 1,5 часа. Более точную цифру можно высчитать, зная все вводные. Заложите в тайминг небольшие перерывы для съемочной команды.

Как собрать людей

Сообщать о съемке лучше, по нашему опыту, каждому герою лично. Написать сообщение в мессенджер, затем позвонить, чтобы обсудить детали. Обязательно сразу проговорить концепцию, образ и утвердить время. Можно сделать и более технологично: общий чат для коммуникаций и онлайн-таблицу, где каждый сам запишется на удобный период. В любом случае за день стоит прислать сотруднику сообщение с напоминаем о месте, времени и дресс-коде.

Учтите, что герои могут прибыть на студию раньше своего времени, опоздать либо вообще не суметь вырваться из рабочего процесса. На нашем опыте нужно иметь запасные дни. Поскольку мы проводили фотосессию в разгар отпусков, в конце июля – начале августа, пришлось разбить съемки на 3 дня (примерно по 10 человек).

Что делать, если человек не может приехать в студию? Организовать съемку максимально близко к его месту работы. Мы, например, дали референсы штатному фотографу предприятия, где работает герой, чтобы он снял аналогично. Все получилось идеально: если листать книгу, нельзя вычислить кадр, сделанный вне студии.

Ретушь и цветокоррекция

Многие забывают про этот пункт. Тем не менее обработка фотографий занимает время и стоит денег. Иногда без нее не обойтись, если нужно скрыть какой-то физический дефект. Но часто это дело вкуса. Кому-то достаточно легкой цветокоррекции, а другому нравится, когда при приближении не видно пор кожи. Чтобы ожидания максимально приблизились к реальному результату, обсудите их заранее со съемочной командой. Что-то можно исправить с помощью макияжа, а что-то – сделает ретушер.
dotshock/Shutterstock/FOTODOM

Использование изображений

Помните про юридические аспекты. Письменное согласие на использование фото должен подписать каждый участник. Можно распечатать их заранее, человеку останется только поставить свою подпись.

Многие из наших героев хотели получить исходники для личного использования, и мы с радостью разослали их людям, когда макет книги был согласован. Они могут использовать их по своему усмотрению.

Организовать качественную корпоративную фотосессию не так уж и сложно, если учесть все вышеперечисленное. Что в итоге получилось у нас? Фото для книги, которыми, к слову, был доволен заказчик, и стильный корпоративный архив. Надеемся, что наш опыт пригодится и вам. А если нужна помощь в организации фотосессии, с радостью поможем.
Звоните: 8 (800) 300-89-15.